Дмитрий Сергеевич Дудко – московский священнослужитель, автор доверительных церковных проповедей, многих литературных трудов. Его имя в
"застойные" времена ассоциировалось для многих с началом религиозного возрождения России. Крестьянский сын, он родился 24 февраля
1922 года на Брянщине, в деревне
Березина (старое название – Зарбуда). Родители Дмитрия, люди глубоко религиозные, несли тяжкое бремя жизни и воспитывали в своих детях честность, порядочность, любовь к ближнему. Детей
у Сергея Ермолаевича и Елизаветы
Никаноровны Дудко было четверо – дочь Матрена и трое сыновей – Дмитрий, Владимир и Николай. Дмитрий держался несколько особняком, сторонился компаний. Смышленого подростка тянуло к учебникам, церковным книжкам, любил читать художественную литературу. Его нередко можно было видеть уединенного в укромном месте, шепчущим беззвучно слова молитв и псалмов.
Своей жизнью, своей тернистой мученической судьбой отец Дмитрий, конечно же, заслуживает того, чтобы земляки узнали его лучше, чтобы хоть малость, почерпнув мудрости в его мыслях, попытались сверить свои дела и поступки с его философией жизни.
В 1937 году за отказ вступить в колхоз власти арестовывают Сергея
Ермолаевича Дудко - отца Дмитрия. Мальчику к тому времени едва исполнилось 15 лет. Мать остается с тремя маленькими детьми фактически без средств к существованию. Кое – как перебиваясь, семья дожила до 1941 года, и попала в фашистскую оккупацию. Осенью 1943 года, после освобождения района, Дмитрия призывают на фронт. Через год после ранения и тяжелой болезни его комиссовали. Стремление служить Богу, людям у возвратившегося с войны двадцатилетнего парня остается прежним. В1945 году Дудко поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой его перевели в духовную академию. Однако через полгода, 20 января его арестовали и приговорили по ст. 38 -10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) к десяти годам лагерей с последующими пятью годами поражения в правах. Лишь через восемь с половиной лет его освобождают от заключения и восстанавливают слушателем академии, которую он окончил в 1960 году. Дмитрия Дудко рукополагают в священники и назначают служить в Московский храм Петра и Павла, а затем в храм Святителя Николая, что на Преображенском кладбище.
Служа в этом храме, отец Дмитрий вступает в тесный контакт с прихожанами, ведет с ними доверительные беседы, отвечает на волнующие верующих вопросы. Этим он привлек огромное число людей, включая даже неверующих, многие из которых через него пришли к Богу. Его импровизированные ответы были тайком записаны слушателями на магнитофонную пленку и изданы на Западе на русском и иностранных языках.
За свое мужество и ревность о деле Божьем отец Дмитрий жестоко поплатился: после долгих притеснений он был арестован по обвинению в клевете на советский государственный строй. Спустя полгода состоялось «покаянное» выступление по телевидению заключенного отца Дмитрия. Оно было напечатано в газетах и произвело удручающее впечатление. Многим показалось, что он «предал Христа и Церковь».
Статья «Запад ищет сенсаций», подписанная священником Дудко и напечатанная в газете «Известия», начиналась с того, что он отрицал свою вину и заявлял, что никогда не выступал против советской власти, а как священник вел борьбу с безбожием. Это соответствует его прежним высказываниям: «Я увидел, что сбились с пути в нашей стране, и пожалел их, вышел как раб того господина, который шел по зову во все переулки и закоулки».
Вскоре над отцом Дмитрием состоялся суд. Его условно освободили, и он получил возможность, находясь
под надзором. продолжать службу
в храме села Виноградово. Однако, после выступления Дудко по телевидению многие отвернулись от него, и в первую очередь, некоторые из тех, кто прежде выступал в его поддержку. Он очень переживал случившееся и почувствовал потребность зафиксировать свои переживания на бумаге. Приняв в период заключения свою пастырскую деятельность за антисоветскую, он теперь переживал «ад в душе». В своей книге «Потерянная драхма» священник пишет:
«Чувствую, что изменил интересам церкви, ношу невыразимые муки и мучительно ищу выхода, чтоб поправить свою роковую ошибку. Как я допустил такое? - от этого вопроса не знаю покоя ни днем, ни ночью. Что мной руководило: страх, поиск выхода, еще что – то сделать? Все было, но главным была любовь к оставшимся. Сейчас готов на все, чтобы поправить дело».
Надо сказать, что «слабый голос» отца Дмитрия был услышан.
И он продолжал звучать не только в русской, но и в иностранной прессе. Во французских, английских, бельгийских итальянских газетах стали появляться статьи о «скованном Прометее». «Темная ночь» его испытания отождествлялась с верным путем к святости.
Но на этом испытания на человеческую прочность не закончились. Сначала Дмитрий Дудко попадает в тяжелую автомобильную катастрофу: перебиты в коленях обе ноги, задето легкое. Но уже через пять месяцев отец Дмитрий приступает к службе в храме Смоленско – Гребневской Иконы Божьей Матери в селе Гребнево Московской области. Позднее был отправлен сельским священником в село Черкизово, что под Коломной.
Отец Димитрий - автор более тридцати книг. Издание его бесед на французском языке
«О нашем уповании» студенты знаменитого парижского университета - Сорбоны признали в свое время лучшей книжной новинкой 1974 года. Через два года в Монреале (Канада) выходят из печати еще две книги Дудко –
«Верю, Господи» и «Воскресные беседы». Спустя два года в издательстве
«Жизнь с Богом» (Брюссель) была издана книга «Во время и не во время», в 1979 году во Франкфурте – на - Майне (ФРГ) – «Враг внутри».
В то время автору приходилось издавать свои произведения за рубежом, т.к. отношение к религии у нас было иным, чем теперь.
Летом 1980 года в Вермонте (США)
вышла очередная книга отца Дмитрия
«Премудростию вонмем», а спустя шесть
лет в Брюсселе (Бельгия) издана
«Потерянная драхма» - книга, в которой проповедник размышляет о днях,
проведенных в заключении, о будущем
церкви и России. Наконец, в 1988 году в Мюнхене (ФРГ) появилась на свет восьмая книга Дмитрия Дудко
«Литургия на русской земле». В России только в 1992 году в издательстве журнала «Храм» (Москва) напечатана первая книга священника
«Христос в нашей жизни».
В 1993 году был издан сборник проповедей за 25 лет служения
«В терние и при дороге».
В книге особый упор делается
на достижение Царствия Небесного
в наше трудное и
тернистое время, когда все
направлено на то, чтобы помешать
всходу благодатных семян. Сеятель
- священник связывает свою
судьбу с судьбой
воспринимающих проповедь. Взрыхливая
сердца слушателей, он взрыхляет и
свое сердце , чтобы оно
оказалось благородной почвой.
Особое отношение у отца Дмитрия к поэзии. Стихи он
писал на протяжении всей своей жизни, начиная с раннего отрочества, и задолго до получения священнического сана.
Многое, что чувствовал и видел, что прозревал духовными очами своими, излагал в стихах:
Тот любит Русь за три березки,
А тот за взгляд ее простой.
А я люблю ее за слезы,
За горе общее со мной.
Люблю омытые слезами,
Святые, честные глаза.
Ведь это любящая мама,
Ее забыть никак нельзя.
* * *
Когда Россию потеряли,
Тогда узнали, что она
Такая чудная страна,
Такие сказочные дали
И звон колоколов далекий
Почудится из дали той…
И вдрогнешь сердцем одиноким
Пред этой вечной красотой.
Для того, чтобы хоть краешком души проникнуть в потаенный мир этого умного, доброго и талантливого человека, всем сердцем
любившего свою Родину, свой народ нужно почитать его философскую книгу «Потерянная драхма», вот лишь несколько высказываний из нее:
Жизнь взвихрена, не знаешь, где друг, где враг. Люди подозревают друг друга, опасаются, ненавидят. Трудно сохранить человеческое лицо, тем более быть последовательным христианином. Некоторые панически бегут от жизни, но она всюду настигает.
* * *
Что такое свобода? В нашей греховной жизни мы говорим: выбор между добром и злом. Выбирая зло, человек остается свободным? Нет, он порабощает себя. Поэтому свобода – это не выбор между добром и злом, а это освобождение от зла и устремление к добру. Только в добре можно быть свободным.
Главным в своей жизни отец Димитрий считал
пастырский долг. В 1970 – х люди добирались в его приходы несколько часов: не только ради литургии, но и чтобы послушать его проповеди. А после богослужения священник приглашал многих прихожан к себе домой, угощал, беседовал по душам.
«Мне довелось многое пережить: аресты, обыски, лишения,
- говорил в одном из своих недавних интервью Димитрий
Дудко.- Но даже в несвободе я был более свободен, чем сейчас. Обладая полной свободой, чувствую себя в сто раз хуже. Ушел коллективизм, сплачивающий народ, - вот в чем беда – то!... Но я не унываю, не сомневаюсь, мы все переживем, потому что природа россиян тесно связана с православной традицией (даже те, кто был коммунистом, таил в себе Христа).
В 90 - е годы протоиерей Дудко неоднократно выступал со статьями на страницах патриотической прессы, предлагая не только реабилитировать Сталина, но и канонизировать ряд русских классиков, в том числе - Пушкина, Достоевского, Розанова, и Льва Толстого.
28 июня 2004 года
священника Дмитрия Дудко
не стало. Похоронили отца
Дмитрия по его завещанию
рядом с женой Ниной Ивановной
Дудко на Пятницком кладбище.
Дмитрий Дудко был поистине
выдающимся человеком, великой
силы воли, мужества и
вместе с тем необычайно
мягким, любящим, прощающим,
никогда не заботившемся о
собственном благе человеком.
…………………………………………………..
Дудко Д.С. Литургия на русской земле: Чтения о благодатном Царстве Христовом. – М.: АО «Молодая гвардия», 1993. – 268с.
Дудко Д.С. В терние и при дороге: Сборник проповедей за 25 лет служения. – М.: АО «Молодая гвардия», 1993. – 256с.
Дудко Д.С. Христос в нашей жизни: Воскресные проповеди. – М.: Издательство журнала «Храм», 1992. – 304с.
Дудко Д. Скрип детской
коляски// Унечская газета. - 2002. - 28 мая. - С.3
* * *
Чубко П.Н. Праведник земли русской: Дмитрий Дудко/П.Н.
Чубко // На пороге столетий: историко-краеведческие очерки.- Брянск.: Пересвет, 1998. – С.157 -171.
Богом хранимый: Исполнилось 80 лет священнику Димитрию Дудко // Наука и религия. – 2002. - №4. – С. 33
Захарова А. Светлая
память пастырю // Брянская победа. -
2004. - 8 июля (№6). - С. 2
Кузнецов А. Если есть добро - значит, будем жить: Дмитрию Дудко – 75 лет
// Брянский рабочий . – 1997. – 12 марта. – С.1,4.
Максименко В. Священник и писатель: О нашем земляке Д. Дудко//Унечская газета. – 1993. – 20 марта. – С.
4.
Раханский Ю. В Березино заплакали иконы // Унечская газета. – 2002. – 15 мая (№56). – С. 2
Раханский Ю. Тернистый путь пастыря // Брянский рабочий. - 2004. - 13 авг.(№ 152 -153). - С. 12
// Унечская газета. - 2004. - 21 окт. (№127).- С.3